Благодаря нацпроекту на дорогах страны появляются технологичные светофоры
5 августа во всем мире отмечается День светофора. Ровно 109 лет назад в американском городе Кливленде штат Огайо появился первый предшественник современных устройств. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал.
В нашей же стране первый светофор появился в январе 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде. Сегодня без «немых регулировщиков» сложно представить современную транспортную инфраструктуру. С 2019 по 2022 годы благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» было установлено свыше 10 тыс. светофорных объектов.
Так, в Липецке пять регулировщиков разместились на улице Плеханова. Некоторые из них помогают организовать движение велосипедистов.
Два объекта — на пересечении улиц Желябова и Пролетарской — работают по «классической» предустановленной схеме, еще три — в районе лицея № 44 и Правобережного районного суда — «по вызову» с помощью кнопок. Светофоры давно просили установить родители школьников. Их пожелание удалось воплотить в жизнь благодаря нацпроекту.
Пока еще непривычные для Липецка регулировщики установили на пересечении улиц Желябова и Пролетарской. Визуально они похожи на «пешеходные» объекты. Отличие в том, что вместо человечка на панели сигнала изображен велосипед.
В этом году работы по установке светофорных комплексов по нацпроекту продолжаются. До конца сезона будут смонтированы 1,8 тыс. объектов, 316 из них уже работают.
Например, в Самарской области на дорогах региона появятся светофоры, которые позволят снизить энергопотребление за счет работы на солнечных батареях. Речь о регулировщиках типа Т-7 с освещением пешеходных переходов. Благодаря современным технологиям их легко установить даже в труднодоступных местах. Новые объекты появятся на 21 нерегулируемом пешеходном перекрестке в 13 районах региона.
А в Рязанской области в рамках внедрения интеллектуальной транспортной системы завершилась модернизация «умного светофорного объекта», расположенного на пересечении автодорог Рязань – Ряжск – Александро-Невский – Данков – Ефремов и Пехлец – Кораблино – Скопин.
Объект оборудовали автоматической системой управления дорожным движением, которая регулирует транспортные потоки в зависимости от складывающейся обстановки. Всего на сегодняшний день на региональной и местной сети функционируют 10 таких светофоров. На практике их работа в режиме адаптивного управления показала себя с положительной стороны: время ожидания водителями разрешающего сигнала значительно снизилось, увеличилась пропускная способность на перекрестках, а также повысился уровень комфорта передвижения для всех пользователей транспорта.
Внедрение технологичных объектов происходит и в Тверской области. Там есть целые «умные перекрестки». Проект реализуется с 2022 года.
На первом этапе было установлено 12 светофоров, связанных в единую сеть, позволяющую осуществлять комплексную регулировку трафика. Данные о движении транспорта система получает при помощи индуктивных петлевых детекторов, заложенных в дорожное полотно. Такой подход, в отличие от систем видеонаблюдения, эффективно работает при любых погодных условиях.
В 2023 году работы по внедрению таких комплексов продолжаются. Всего до конца лета планируется модернизировать и включить в единую сеть 25 светофорных объектов. 11 из них буду оборудованы петлевыми детекторами.
«Умные светофоры» располагаются на основных перекрестках магистралей. Если в 2022 году работы пришлись на центральную часть города, то сейчас система расширяется в другие районы. В настоящее время модернизируются светофорные объекты на улице Вагжанова и Московском шоссе, далее работы продолжатся на проспектах Калинина, Ленина и Николая Корыткова», — рассказали в департаменте дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери.
Всего к 2024 году планируется ввести в эксплуатацию более 60 «умных светофоров» на всех основных магистралях столицы региона.