Опорная сеть должна обеспечить «бесшовный» проезд по входящим в нее дорогам
Развитие автомобильных дорог, входящих в опорную сеть, остается в числе стратегических задач дорожного хозяйства. Именно эти дороги формируют транспортный каркас страны. Вопросы внедрения единых подходов к содержанию, обеспечению сохранности автомобильных дорог и бесперебойного проезда обсудили на панельной дискуссии «Опорная сеть глазами пользователя», состоявшейся в рамках XI Международной специализированной выставки «Дорога 2024».
Открывая дискуссию, научный руководитель института экономики транспорта и транспортной политики ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин подчеркнул, что существующая система дорог, основу которой составляет опорная сеть, сложилась в результате определенных исторических процессов в стране.
Сегодня данная система актуальна для пользователей и сможет быть адаптирована для «бесшовного» проезда с соответствующим уровнем комфорта и безопасности для всех автомобилистов, а для грузоперевозчиков – нормативных нагрузок.
При этом требования к качеству автомобильных дорог со стороны государства и пользователей с каждым годом растут. Так, за пять лет показатель уровня автомобилизации вырос на 5,4 % и превысил 61 млн, интенсивность движения транспорта возросла в 1,3 раза, а средний показатель – 13 тыс. автомобилей в сутки. Увеличение грузоподъемности, изменение динамических характеристик транспортных средств ставят новые задачи. Их решение обеспечит повышение мобильности населения, пространственной связанности и транспортной доступности территорий, развитие внутреннего туризма и логистических технологий.
«В соответствии с Указом Президента, привести транспортно-эксплуатационное состояние опорной сети к показателю 85 % предстоит к 2030 году. Ее протяженность сегодня составляет 140 тыс. километров, из них 66 тыс. – дороги федерального значения, 74 тыс. – региональные», – отметил заместитель начальника Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Сергей Чебаков.
По словам спикера, региональные дороги, как правило, заметно уступают по качеству федеральным и не всегда соответствуют нормативным требованиям, в том числе в части несущей способности.
Ситуацию в субъектах России рассмотрели на примере Новосибирской области. Как отметил министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский, нормативная нагрузка 11,5 тонн на ось транспортного средства обеспечена на 86% федеральных дорог и лишь на 10% региональных, входящих в опорную сеть, хотя именно по этим дорогам осуществляются пассажирские перевозки и перемещается основной объем грузов.
В числе необходимых условий развития опорной сети участники дискуссии назвали внедрение единого подхода к содержанию региональных и федеральных дорог, усиление контроля за проведением работ и качеством материалов, формирование единых нормативов и стандартов. Один из способов – диагностика дорог, которую с 2023 года проводят субъекты в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Диагностика лежит в основе планирования и обычно проводится по трем-четырем показателям.
Обсудили также важный вопрос сохранности трасс. По статистике, каждое третье грузовое транспортное средство перегружено, а средний перевес по общей массе составляет 40 %. Ответственность водителей и собственников транспортных средств до сих пор несоразмерна с причиняемым ущербом. Для решения проблемы прежде всего необходим действенный весогабаритный контроль.
Определенных успехов по оптимизации данного процесса Росавтодор уже достиг: безбумажная выдача разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств позволила значительно снизить сроки их выдачи – с 5 до 3 дней. На треть уменьшилось количество отказов, а число разрешений, выдаваемых в течение дня, выросло в семь раз. Цифровизация процесса сделала услугу более прозрачной и доступной.
Несмотря на все меры, отдельные перевозчики по-прежнему продолжают наносить автомобильным дорогам ущерб. Тема борьбы с нарушителями стала наиболее дискуссионной. Решить проблему помогут изменения в законодательстве, которые ужесточат ответственность собственников и водителей тяжеловесных транспортных средств.
Еще одна задача – создание федеральной государственной информационной автоматизированной системы весогабаритного контроля, в которую в том числе будет включен модуль распознавания скрытых госномеров.
Участники дискуссии подытожили, что все озвученные предложения и замечания будут учтены и приняты для дальнейшей доработки.