Женщины, которые строят будущее
Сфера дорожной деятельности считается преимущественно мужской, однако в последнее время все больше женщин успешно осваивают профессии дорожно-транспортного комплекса, становясь высококлассными специалистами. При этом им удается успешно совмещать сложную и ответственную работу с не менее ответственной ― ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
Сегодня в дорожном хозяйстве трудится свыше 100 тыс. женщин. Среди них ― множество талантливых инженеров, проектировщиков, геодезистов, сотрудников лабораторий, руководителей различного уровня. И во многом успешная реализация масштабных проектов дорожно-транспортной инфраструктуры ― их заслуга.
Начальник отдела контроля качества ОКУ «Липецкавтодор» (Липецкая область) Елена Быковских работает в дорожном хозяйстве 14 лет, шесть из которых трудится в нынешней должности. Основные обязанности ― координация деятельности отдела, сотрудники которого занимаются проведением физико-механических и других исследований материалов, используемых в дорожных работах.
После получения среднеспециального образования по направлению «метрология, стандартизация и сертификация продукции по отраслям» видела себя работником Новолипецкого металлургического комбината, но на тот момент вакантных мест там не было. Случайно оказалась в дорожной лаборатории — и осталась. Дальнейший выбор учебных программ в вузах был определен уже направлением работы: отучилась в Воронежском государственном техническом университете, а также в липецком филиале РАНХиГС при Президенте РФ.
Наиболее яркие впечатления, по словам Елены Быковских, связаны с самым началом трудовой деятельности. «В 2010 году организация, в которой работала, выполняла работы по реконструкции М-6 «Каспий» в Рязанской области. Мы выехали отбирать пробы грунта режущим кольцом. Опыта нет, забить кольцо не получается, извлечь пробы сил не хватает, плачу, но попросить помощи неудобно. А тут еще по соседней полосе снуют фуры с арбузами и с пиратскими флагами, тогда это у дальнобойщиков было модно. Видят 19-летнюю блондинку, сигналят, машут. А я переживала и еще больше плакала от такого внимания. В итоге мастер, работавший на дороге, увидел мои мучения и пришел на помощь. После, уже в штабе, коллеги кормили меня арбузом и объясняли, что стесняться не нужно и что дорожник дорожнику всегда поможет», ― вспоминает Елена.
Свою работу ценит за то, что в ней нет рутины: постоянно ставятся новые и интересные задачи и исследования, приходит новое оборудование. «Дороги всем важны и нужны, по хорошим дорогам все хотят ездить. Побольше бы инициативных молодых специалистов, готовых работать на качество и результат! Нельзя опускать руки при первых трудностях, нужно учиться, развиваться самим и развивать дорожное хозяйство в России», ― говорит Елена Быковских.
Более 30 лет работает в дорожном хозяйстве Кировской области Елена Наянзина ― старший дорожный мастер Нововятского дорожного управления № 6 АО «Вятавтодор». В 1993 году она пришла работать в Нововятское ДРСУ сразу после окончания Владимирского политехнического института, где получила специальность «строительство автомобильных дорог и аэродромов».
Сейчас Елена Арсентьевна руководит дорожными рабочими, механизаторами, контролирует выполнение работ по обеспечению безопасности на дорогах. В зимний период это своевременная очистка от снега и обработка покрытия противогололедными материалами, ликвидация выбоин и занижения обочин. Летом ее бригада выполняет работы по укладке асфальтобетонной смеси.
Среди многочисленных реализованных объектов ― множество участков нацпроекта «Безопасные качественные дороги». И тем, что они становятся комфортнее и безопаснее, она гордится. «Ремонтируя дороги и вовремя устраняя дефекты, мы делаем их безопаснее. А вообще, приятно ехать и вспоминать, что именно этот участок делали мы. Нравится бригада, с которой я работаю, нравится слаженный трудовой коллектив. Каждый выполняет строго отведенную ему функцию, а из этого складывается общая работа. Со мной работают профессионалы, которым я доверяю», ― говорит Елена Наянзина.
Екатерина Крюкова из Ярославской области работает старшим механиком в Брейтовском филиале АО «ЯРДОРМОСТ». В дорожном хозяйстве ― более шести лет, начинала с диспетчера, позже прошла курсы профессиональной переподготовки, а сейчас проходит обучение по промышленной безопасности.
Среди ключевых должностных обязанностей ― выпуск техники на объекты. Кроме того, Екатерина составляет документацию, контролирует расход запасных частей, организует медицинские осмотры водителей, проверяет маршруты через ГЛОНАСС и многое-многое другое.
Екатерина Крюкова ценит свою работу в первую очередь за слаженный коллектив, который ее поддерживает. «Я ценю свою работу за коллектив. У нас дружные мужчины, и они всегда готовы помочь. Работать в мужском коллективе проще, чем в женском: здесь все с шуточками и открытой душой».
Ирина Власкина из Приморского края, несмотря на солидную должность ― генеральный директор ООО «Восточная строительная компания № 1», ― говорит, что при необходимости в любой момент может выйти на объект. «Мой интерес к самому процессу производства работ не пропадает. Я с удовольствием встану вместо мастера и отработаю, если это будет необходимо: и асфальт уложим, и земполотно отсыпем, и трубу построим!»
В дорожном хозяйстве она практически с детства, первые шаги в профессии ― в 13 лет в лаборатории АБЗ. Примером стал отец, который большую часть своей жизни посвятил дорогам и мостам Приморского края. «Все свое детство я наблюдала за работой, ездила на участки ремонта дорог, смотрела, как дорожники спасают мосты, помогают при наводнениях людям восстановить дороги и проезды, полюбила запах свежеуложенного асфальта — мне все было очень интересно. Ну и в принципе я технарь, никогда не стремилась сесть в кабинет, потому что сидеть в кабинете, не зная, с какой стороны вообще смотреть на дорогу, странно», ― рассказывает Ирина.
Сегодня Ирина Власкина ― руководитель, генеральный директор. Говорит, что у нее отличная команда, она же в основном занимается тем, что обеспечивает компанию объемами работ: вместе со своим специалистом мониторит предложения на торгах, аукционах. Просчитывает экономику, принимает управленческие решения. И конечно же, присутствует на стройплощадках: ей важно видеть полную картину происходящего.
«Каждый объект запоминающийся и интересный. С каждого мы можем вспомнить какой-то смешной случай или задачу, которая казалось нерешаемой. Но самое главное ― закончить работу в срок и получить удовольствие от своего объекта. Чтобы всегда с гордостью можно было сказать: «Да, этот объект построили мы!». Наверное, это наш девиз. Чтобы наши объекты отвечали безопасности прежде всего. Чтобы за свою работу нам не было стыдно. Эстетическое наслаждение должны получать и люди, которые едут, и мы ― строители».
А Людмила Якунина из Амурской области уже 14 лет руководит ООО «Дорожно-эксплуатационное предприятие № 197». «Я почти полвека в дорожной профессии. И за эти годы я видела многих женщин, которые были преданы такой сложной профессии даже больше, чем мужчины», ― говорит Людмила Антоновна.
В свое время она окончила Хабаровский политехнический институт (а ныне ТОГУ) по специальности «автомобильные дороги и аэродромы». Отучилась и пошла работать по специальности, а потом смогла увлечь профессией обоих сыновей ― оба тоже работают в дорожном хозяйстве.
Как у руководителя у Людмилы Анатольевны обширные должностные обязанности, куда входит весь процесс организации и выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, внедрение новых технологий, применение современных материалов и многое другое. Среди реализованных объектов ― участки из перечня нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
«Много было интересных и впечатляющих объектов, но знаете, больше всего запоминаются дороги, пролегающие через небольшие села. Потому что каждый раз ты чувствуешь благодарность людей, которые ждали этого. Они абсолютно искренне, а иногда и со слезами на глазах говорят: «Спасибо вам! Теперь и дети будут чаще приезжать, и на велосипеде можно, и прогуляться». Это самые трогательные моменты!»
Отвечая на вопрос, за что больше всего любит свою работу, Людмила Якунина говорит, что с профессиональной точки зрения ценит ее за возможность увидеть полный процесс: от появления сметы до ввода объекта в эксплуатацию. «А если по-человечески, то за чувство гордости и какого-то детского счастья, которые переполняют после сдачи обновленной дороги. Я смотрю на нее и понимаю, что труд нашей команды помогает людям быстрее добраться до дома, доставить груз вовремя, даже спасти чью-то жизнь. Мне кажется, если испытываешь такие эмоции, значит, ты на своем месте!»